Суббота , Октябрь 21 2017
Инвестиции в золото | СтартАП » Статьи о драгоценных металлах » Анализ закона о драгоценных металлах и камнях

Анализ закона о драгоценных металлах и камнях

Надпись "The law"

Федеральный  закон « О драгоценных металлах и драгоценных камнях» состоит из восьми глав, которые включают в себя, в целом, тридцать две статьи. Положения, закреплённые данными статьями, в целом, регламентируют ту группу общественных отношений, которая связана с взаимодействием с драгоценными металлами и (или) камнями.  Об особенностях данного законодательного акта, последних изменениях, внесённых в него, а также об эффективности его действия поговорим в этой статье.

Основные положения

Основные положения
Основные положения Закона определяют различные аспекты функционирования рынка драгметаллов

Структура Федерального закона « О драгоценных металлах и драгоценных камнях», как уже было отмечено выше, подразумевает следующие компоненты:

  • 8 глав;
  • 32 статьи.

В первой главе, которая имеет название «Общие положения» отражены основные понятия, которыми оперирует закон, фундаментальные положения относительно вопросов владения, пользования и распоряжения (то есть права собственности) драгоценными металлами и камнями. Здесь также затрагиваются вопросы правовой регламентации добычи такого сырья различными способами (из недр, посредством аффинажа и прочее).

Первой главой также урегулированы основные вопросы биржевой торговли драгоценными металлами, а именно:

  • предоставлен исчерпывающий перечень альтернативных предметов сделок, совершаемых на таких биржах;
  • приведено название основного нормативно-правового акта, которым регулируются вопросы биржевой торговли на территории Российской Федерации.

В статье 4 перечислены  основные субъекты добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней, к которым относятся организации (юридические лица), получившие в установленном законом порядке специальные разрешения в форме лицензий на осуществление деятельности по добыче драгоценных металлов и (или) драгоценных камней.

Вторая глава закона посвящена раскрытию основных положений относительно государственных фондов и запасов драгоценных металлов и камней, и состоит из таких статей:

  1. Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней.
  2. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
  3. Алмазный фонд Российской Федерации.
  4. Золотой запас Российской Федерации.
  5. Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.

Третья глава Федерального Закона посвящена вопросам государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их добычи, производства, использования и обращения. В главе, в частности, обозначены полномочия государственных органов в данной сфере.

Четвёртая глава закона имеет название «Государственная разрешительная система», и касается вопросов лицензирования, в частности, таких видов деятельности как геологическое изучение и разведка месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, а  также их добыча. В законе отмечено, что данные операции осуществляются, исключительно, при наличии специальной лицензии. Лицензированию  подлежит деятельность, связанная с осуществление банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Организационное обеспечение лицензирования данного вида деятельность осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации, а также Федеральным органом управления государственным фондом недр и Центральным банком Российской Федерации.

В статье 19 Федерального Закона перечислены основания для прекращения, приостановления или ограничения действия лицензии, а именно:

  • истечение срока её действия;
  • если осуществляемая деятельность представляет угрозу для жизни и здоровья  людей, которые работают или проживают в зоне влияния;
  • нарушение условий, предусмотренных лицензией;
  • ликвидация организаций;
  • если деятельность не начала осуществляться в сроки, указанные в лицензии;
  • возникновение чрезвычайных ситуаций.

Данный перечень не является исчерпывающим и подлежит расширенному толкованию.

Глава пятая Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» касается вопросов использования и обращения драгоценных металлов и камней.

Главой, в частности, урегулированы следующие вопросы:

  • распоряжение добытыми и произведёнными драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  • порядок оплаты драгоценных металлов и камней;
  • использование и обращение драгметаллов и камней, а также их лома и отходов;
  • отпуск ценностей из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.

Основными аспектами, которые необходимо обозначить в контексте анализа данной главы, являются следующие:

  1. Все драгоценные металлы, кроме самородков, после их добычи и (или) производства в обязательном порядке должны подвергаться необходимой и переработке и поступать для аффинажа в организации, перечень которых утверждён Правительством Российской Федерации.
  2. Тем не менее, право собственности на драгоценные металлы, прошедшие процедуру аффинажа, сохраняется за первоначальным собственником.
  3. Все драгоценные металлы и камни подлежат обязательному учёту по следующим показателям: масса, качество при добыче, качество при производстве, качество при использовании, качество при обращении.
  4. Уникальные самородки не подлежат переработке.
  5. Оплата по сделкам с драгоценными металлами, разрешёнными законодательством Российской Федерации, осуществляется с учётом цен мирового рынка.
  6. Использование и обращение драгметаллов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  7. Обращение драгметаллов может осуществляться в нескольких альтернативных формах, в частности, в форме государственных ценных бумаг (облигаций).

Также необходимо акцентировать внимание наших инвесторов на главе восьмой рассматриваемого нами закона, которая посвящена регулированию вопросов ответственности организаций и должностных лиц, а именно:

  • обеспечению охраны драгметаллов и камней, а также продукции из них, которое осуществляется путём проведения специальных мероприятий по укреплению объектов, где производятся операции с драгметаллами, оснащения таких объектов необходимым для охраны оборудованием и создания специальных охранных служб;
  • ответственности за нарушение порядка геологического изучения и разведки месторождений драгметаллов и камней, их добычи, производства, использования и обращения, которая может выступать в форме уголовной, административной или гражданской ответственности;
  • обжалованию в суд или арбитражный суд действий органов, которые осуществляют государственное регулирование в данной сфере.

В целом, Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» можно назвать системный нормативно-правовым актом, который практически в совершенстве регулирует основные вопросы в сфере оборота драгоценных металлов и камней. В то же время, он содержит в себе ссылки на другие акты российского законодательства, которые более детально рассматривают отдельные конкретные вопросы.

Новости и изменения

Изменения в законодательстве
Изменения в законодательство вносятся довольно часто

В последнее время ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» не подвергался существенным изменениям. Однако время от времени в Государственной Думе Российской Федерации озвучиваются различные предложения по внесению изменений в данный законодательный акт.

В частности, не так давно группа депутатов разработала законопроект, касающийся внесения изменений в данный закон, а именно: уточнение функций пробирного надзора по опробованию, клеймению различных изделий из драгметаллов. Однако Министерство юстиции посчитало, что положения данного законопроекта не соответствуют нормам ныне действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем он был отклонён.

Эффективность

Закон
Эффективность закона определяется практикой его применения

Многие эксперты отмечают прогрессивность Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» Так, например, ряд экспертов говорят о том, что данный законодательный акт в большей степени урегулировал взаимоотношения между производителями и потребителями рынка драгоценных металлов.

Однако тут же эксперты отмечают особенность российского законодательства, которая касается, в частности, налогообложения на сделки со слитками драгоценных металлов. В зарубежных странах, в основном, драгоценные металлы признаны ценностями, которые конвертируются также свободно, как и валюты, что обеспечивает наличие стабильного спроса на них.

В целом, данный Федеральный Закон выполняет возложенные на него функции. В остальном – вопросы к законодателю, который должен с течением времени и изменением тенденций, присущих рынку драгоценных металлов, вносить необходимые поправки в закон.

Обратите внимание

Золото

Как делать вложения в золото?

В последние годы золото резко прибавило в цене и стало существенным довеском к любой инвестиционной ...