Компьютерный бизнес предполагает наличие у владельца магазина не только хороших управленческих навыков, но и глубоких знаний в области компьютерной техники. Согласно статистике, наибольшего успеха добиваются в этой сфере люди, поработавшие не менее года в должности менеджера по продаже компьютеров. Связи и знакомства, полученные за это время, могут в значительной мере облегчить поиск поставщиков. Опыт, полученный в ходе работы менеджером, также пригодится при организации дела.
Что предпринять перед тем, как открыть компьютерный магазин
В первую очередь продумайте концепцию предприятия, а также прочтите бизнес-план на открытие компьютерного магазина. Будет ли это торговая точка для продажи компьютерной техники обычным посетителям или магазин, интересный, в первую очередь, программистам и дизайнерам.
В первом случае вам придется выдержать серьезную конкуренцию со стороны крупных компьютерных гипермаркетов, существующих сегодня в каждом городе. С их ассортиментом и ценами на начальных порах, возможно, вам будет очень сложно соревноваться. Что касается магазина компьютерной техники для профессиональных программистов, то эта ниша пока не так хорошо заполнена. Важнейшей задачей здесь будет завоевать уважение посетителей не столько низкими ценами, сколько полезным ассортиментов и штатом «продвинутых» продавцов.
Открытие обычного или специализированного магазина по продаже компьютеров требует совершенно разного подхода к осуществлению одних и тех же задач.
Особенности работы компьютерного магазина
Решив открыть магазин, ориентированный на широкую публику, приобретайте компьютеры и комплектующие разного ценового диапазона. Узнайте о наиболее часто приобретаемых позициях товаров и делайте ставку на них. Покупатель подобного магазина — это новичок в компьютерных вопросах. Для него в первую очередь важна стоимость уже собранной машины.
Конкурентным преимуществом магазина можно сделать сборку компьютеров, доставку техники на дом, ее ремонт и обслуживание. Было бы удачным решением организовать информационную службу (бесплатную для клиентов), куда покупатели могли бы обращаться за технической поддержкой.
Для покупателей подобный подход может стать определяющим в выборе места для приобретения компьютера. Мощный сарафанный эффект от этой затеи поможет существенно сократить бюджет на рекламу.
Демпинг — еще одно средство конкурентной борьбы, которым на первых порах пренебрегать не стоит.
Профессионалов в большей степени интересует возможность апгрейда техники, поэтому заинтересовать их можно широким ассортиментом комплектующих. Причем как новых, так и бывших в употреблении. Грамотное воплощение идеи узкоспециализированного компьютерного магазина в жизнь может сделать точку продаж настоящим «тусовочным местом» для программистов.
Главное на первых этапах — набрать штат консультантов, увлеченных компьютерами ничуть не меньше посетителей. Фонд заработной платы, правда, придется пересмотреть в большую сторону, однако вложения себя оправдают.
Помещение и мерчандайзинг
Определитесь с ассортиментом. С учетом позиций, которые необходимо будет выставить на витрины, подбирается и площадь помещения. Компьютерные маркеты, ориентированные на широкую публику, занимают сегодня 250-400 кв.м площади. Для магазина узкой направленности будет достаточно 150-200 кв.м. Цифровой супермаркет, где можно приобрести не только компьютеры, но и фотоаппараты, видеокамеры и т. д., может занимать до 2000 кв.м.
Некоторые правила мерчандайзинга:
— Лучшие места на полках занимает продукция наиболее раскрученных брендов;
— Товары группируются по назначению и видам (а не по производителям);
— Крупногабаритные товары размещаются на средних и нижних полках, а не на верхних.
— Ходовую продукцию выставляют в большом количестве, а новинки представляют на отдельно стоящей витрине.