Федеральный закон « О драгоценных металлах и драгоценных камнях» состоит из восьми глав, которые включают в себя, в целом, тридцать две статьи. Положения, закреплённые данными статьями, в целом, регламентируют ту группу общественных отношений, которая связана с взаимодействием с драгоценными металлами и (или) камнями. Об особенностях данного законодательного акта, последних изменениях, внесённых в него, а также об эффективности его действия поговорим в этой статье.
Основные положения
Структура Федерального закона « О драгоценных металлах и драгоценных камнях», как уже было отмечено выше, подразумевает следующие компоненты:
- 8 глав;
- 32 статьи.
В первой главе, которая имеет название «Общие положения» отражены основные понятия, которыми оперирует закон, фундаментальные положения относительно вопросов владения, пользования и распоряжения (то есть права собственности) драгоценными металлами и камнями. Здесь также затрагиваются вопросы правовой регламентации добычи такого сырья различными способами (из недр, посредством аффинажа и прочее).
Первой главой также урегулированы основные вопросы биржевой торговли драгоценными металлами, а именно:
- предоставлен исчерпывающий перечень альтернативных предметов сделок, совершаемых на таких биржах;
- приведено название основного нормативно-правового акта, которым регулируются вопросы биржевой торговли на территории Российской Федерации.
В статье 4 перечислены основные субъекты добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней, к которым относятся организации (юридические лица), получившие в установленном законом порядке специальные разрешения в форме лицензий на осуществление деятельности по добыче драгоценных металлов и (или) драгоценных камней.
Вторая глава закона посвящена раскрытию основных положений относительно государственных фондов и запасов драгоценных металлов и камней, и состоит из таких статей:
- Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней.
- Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
- Алмазный фонд Российской Федерации.
- Золотой запас Российской Федерации.
- Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.
Третья глава Федерального Закона посвящена вопросам государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их добычи, производства, использования и обращения. В главе, в частности, обозначены полномочия государственных органов в данной сфере.
Четвёртая глава закона имеет название «Государственная разрешительная система», и касается вопросов лицензирования, в частности, таких видов деятельности как геологическое изучение и разведка месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их добыча. В законе отмечено, что данные операции осуществляются, исключительно, при наличии специальной лицензии. Лицензированию подлежит деятельность, связанная с осуществление банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Организационное обеспечение лицензирования данного вида деятельность осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации, а также Федеральным органом управления государственным фондом недр и Центральным банком Российской Федерации.
В статье 19 Федерального Закона перечислены основания для прекращения, приостановления или ограничения действия лицензии, а именно:
- истечение срока её действия;
- если осуществляемая деятельность представляет угрозу для жизни и здоровья людей, которые работают или проживают в зоне влияния;
- нарушение условий, предусмотренных лицензией;
- ликвидация организаций;
- если деятельность не начала осуществляться в сроки, указанные в лицензии;
- возникновение чрезвычайных ситуаций.
Данный перечень не является исчерпывающим и подлежит расширенному толкованию.
Глава пятая Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» касается вопросов использования и обращения драгоценных металлов и камней.
Главой, в частности, урегулированы следующие вопросы:
- распоряжение добытыми и произведёнными драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- порядок оплаты драгоценных металлов и камней;
- использование и обращение драгметаллов и камней, а также их лома и отходов;
- отпуск ценностей из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
Основными аспектами, которые необходимо обозначить в контексте анализа данной главы, являются следующие:
- Все драгоценные металлы, кроме самородков, после их добычи и (или) производства в обязательном порядке должны подвергаться необходимой и переработке и поступать для аффинажа в организации, перечень которых утверждён Правительством Российской Федерации.
- Тем не менее, право собственности на драгоценные металлы, прошедшие процедуру аффинажа, сохраняется за первоначальным собственником.
- Все драгоценные металлы и камни подлежат обязательному учёту по следующим показателям: масса, качество при добыче, качество при производстве, качество при использовании, качество при обращении.
- Уникальные самородки не подлежат переработке.
- Оплата по сделкам с драгоценными металлами, разрешёнными законодательством Российской Федерации, осуществляется с учётом цен мирового рынка.
- Использование и обращение драгметаллов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
- Обращение драгметаллов может осуществляться в нескольких альтернативных формах, в частности, в форме государственных ценных бумаг (облигаций).
Также необходимо акцентировать внимание наших инвесторов на главе восьмой рассматриваемого нами закона, которая посвящена регулированию вопросов ответственности организаций и должностных лиц, а именно:
- обеспечению охраны драгметаллов и камней, а также продукции из них, которое осуществляется путём проведения специальных мероприятий по укреплению объектов, где производятся операции с драгметаллами, оснащения таких объектов необходимым для охраны оборудованием и создания специальных охранных служб;
- ответственности за нарушение порядка геологического изучения и разведки месторождений драгметаллов и камней, их добычи, производства, использования и обращения, которая может выступать в форме уголовной, административной или гражданской ответственности;
- обжалованию в суд или арбитражный суд действий органов, которые осуществляют государственное регулирование в данной сфере.
В целом, Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» можно назвать системный нормативно-правовым актом, который практически в совершенстве регулирует основные вопросы в сфере оборота драгоценных металлов и камней. В то же время, он содержит в себе ссылки на другие акты российского законодательства, которые более детально рассматривают отдельные конкретные вопросы.
Новости и изменения
В последнее время ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» не подвергался существенным изменениям. Однако время от времени в Государственной Думе Российской Федерации озвучиваются различные предложения по внесению изменений в данный законодательный акт.
В частности, не так давно группа депутатов разработала законопроект, касающийся внесения изменений в данный закон, а именно: уточнение функций пробирного надзора по опробованию, клеймению различных изделий из драгметаллов. Однако Министерство юстиции посчитало, что положения данного законопроекта не соответствуют нормам ныне действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем он был отклонён.
Эффективность
Многие эксперты отмечают прогрессивность Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» Так, например, ряд экспертов говорят о том, что данный законодательный акт в большей степени урегулировал взаимоотношения между производителями и потребителями рынка драгоценных металлов.
Однако тут же эксперты отмечают особенность российского законодательства, которая касается, в частности, налогообложения на сделки со слитками драгоценных металлов. В зарубежных странах, в основном, драгоценные металлы признаны ценностями, которые конвертируются также свободно, как и валюты, что обеспечивает наличие стабильного спроса на них.
В целом, данный Федеральный Закон выполняет возложенные на него функции. В остальном – вопросы к законодателю, который должен с течением времени и изменением тенденций, присущих рынку драгоценных металлов, вносить необходимые поправки в закон.